Эренберг В.В.

 
 
© www.serwant-necom.narod.ru, Сэр Вант
Мыло

Эренберг ВВ

Я долго думал, как оформить эту страничку, что написать, так ничего и не придумал. Скажу лишь, что мне повезло жить в одном доме, играть в шахматы и карты с этим человеком. Для меня, конечно, он был не "заслуженный артист", а просто дядя Ялик: остроумный, весёлый, добрый рассказчик, жизнелюб... У меня не было своего дедушки, поэтому дядя Ялик был единственным "мостиком" туда, в прошлое, в противоречивую дореволюционную пору...

Первая статья взята отсюда "Петербургский театральный журнал", а во второй статье идёт речь вообще о клане Эренбергов.

Маленький Дядя Ялик

Заслуженный артист России Владимир Владимирович Эренберг родился в городе Новгороде, но постоянным местом жительства был для него Петербург. С детства Владимира Владимировича окружала петербургская творческая интеллигенция, что, естественно, повлияло на его приверженность к театру. Отец, Владимир Георгиевич Эренберг, был музыкантом и композитором, одним из организаторов известного театра «Кривое зеркало», он был популярен как автор имевшей большой успех комической оперы «Вампука». Мать Елена-Ольга-Юлия Германовна фон Шеффлер (по национальности немка) имела широкое музыкальное образование и служила в том же театре пианисткой. Младший брат Алексей был так-же актером и режиссером, а ближайшие родственники и друзья - художники, скульпторы, деятели науки. Поэтому неудивительно, что, незакончив с/х техникум (где он, кстати, учился вместе Пиотровским-старшим и откуда был выгнан за происхождение), Владимир Эренберг стал студентом Школы русской драмы при Александринском театре (в классе Н.В.Петрова), а после вступил в труппу театра. На Александринской сцене он сыграл около сорока ролей: Бобров в «Страхе», Игорь в «Чудаке», Багратион в «Суворове», Горацио в «Гамлете», Репетилов в «Горе от ума», Бакин в «Талантах и поклонниках», Командир коробля в «Оптимистической трагедии», Фрасибул в «Беседах с Сократом». Диапазон его амплуа вмещал в себя и драматическую роль Фердинанда в «Мачехе» О.Бальзака, и комического сэра Эгюрчика в шекспировской «Двенадцатой ночи». Среди его партнеров были И.Певцов, Е.Корчагина-Александровская, Н.Рашевская, Б.Горин-Горяинов, Н.Симонов...

В 1937 году началась режиссерская деятельность Владимира Эренберга в Пушкинском театре. За эти годы им было создано около тридцати спектаклей, в которых играли корифеи Александринской сцены: Н.Симонов, Ю.Толубеев, А.Борисов, В.Честноков, В.Меркурьев, И.Горбачев, О.Лебзак, Н.Ургант, Н.Мамаева, Л.Штыкан, Р.Балашова и многие другие. Владимир Владимирович пользовался истинным признанием актеров: они понимали, что этот режиссер постигает и понимает их душу, будучи первым среди равных. Репетиции Эренберг вел легко и непринужденно, но при этом - с глубоким знанием и пониманием драматургического материала. Свои замыслы он претворял в первую очередь через актеров, увлекая их интересным построением характеров и, подобно ваятелю, снимая с них лишнюю «шелуху». Эренберг был, что называется, актерским режиссером, без насилия и деспотизма. Каждая его репетиция была своеобразным праздником. Большинство современных пьес, поставленных Владимиром Владимировичем, не отличались, чего греха таить, драматургическим талантом их авторов, но режиссерские способности Эренберга, желание рассказать современникам об их жизни помогали создавать незаурядные спектакли, имевшие большой успех у зрителей и счастливую сценическую судьбу. «Жизнь Сент-Экзюпери» Л.Малюгина держалась на сцене в течение 25 лет и прошла 1025 раз! «Чти отца своего», «Один без ангелов», «Друзья и годы» (совместно с Л.С.Вивьеном), «Сонет Петрарки», «Мелодия для павлина», «Почему улыбались звезды» - все это спектакли Владимира Эренберга. Отдал должное режиссер и классике. «На дне» (совместно с Л.С.Вивьеном), «Много шума из ничего», «Дядюшкин сон», «Обыкновенная история», «Гроза» оставили заметный след в истории Пушкинского театра.

Творческая деятельность Владимира Владимировича Эренберга не ограничивалась только театром. Немало сил он отдал киноискусству. Самой значительной и, я бы сказал, совершенной его работой в кино была роль доктора Хасса в фильме «Мертвый сезон». Актерский талант Эренберга покорял сердца зрителей и на телевидении. Особо запомнилась передача «Воспоминания старого петербуржца», в которой возникали образы творческой интеллигенции Петербурга. А радиослушатели помнят его отменным чтецом классической литературы и произведений современных писателей. Творческие возможности этого человека - актера, педагога - были обширны.

Я не могу не вспомнить и о его человеколюбии, о его отзывчивом сердце, которое он отдавал студентам в бытность свою преподавателем актерского мастерства в нынешней Театральной Академии. Студенты - многие иногородние, со скудной стипендией, полуголодные - всегда находили в его доме приют и ласку. Он многих кормил и одевал и, что называется, вывел в люди. А актеры, оказавшиеся в той или иной степени «травмированными» со стороны художественного руководства театра,всегда находили у Владимира Владимировича моральную поддержку. Он, как мог, всегда помогал и словом, и делом восстановить правду и справедливость.

Скончался Владимир Владимирович Эренберг 26 августа 1996 года, не дожив полутора месяцев до своего девяностолетия.

Антонин Даусон
Материалы © 1996, 1997 "Петербургский театральный журнал"

Отрывки из работы В.БАХТИНА "Эренберги - большое гнездо".

…29 апреля 1845 года в Петербурге, в кирхе Святой Анны состоялось бракосочетание рижского уроженца Георгия Фридриха Эренберга с петербурженкой Софией-Елизаветою Шортман, дочерью титулярного советника Густава Шортмана. Это свидетельство, подписанное пастором Фр.Морицем, - первый известный мне документ, относящийся к моим прабабушке и прадедушке.

Свидетельство переведено с немецкого и имеет приписку: "Перевел переводчик С.Петербургской Ев<ангелической; слово "церковь" пропущено> Гр. Самсон". Следовательно, кирха имела даже своего штатного переводчика.

В последующих документах прадедушка именуется то Георгием, то Георгом, то Егором, почему и дети его имели разные отчества. В Петербурге он вступил в купеческую гильдию, и в других бумагах его тоже называют по-разному: мастером, скульптором, фабрикантом, купцом…

…О кончине прадедушки я ничего не знаю. А прабабушка София Густавовна еще в конце XIX века стала одной из первых жертв автомобиля в Петербурге. Она шла по своей 7 Линии Васильевского Острова, автомобиль заехал на тротуар... Шофером (и владельцем, конечно) оказался сын очень известного и богатого ученого-химика и фармацевта Пеля. Его аптека в доме 16 на той же 7-ой Линии недавно воссоздана в первоначальном виде. На вывеске написано: "Аптека № 13 профессора доктора Пеля и сыновей". Состоялся суд. Виновника не посадили в тюрьму, а обязали: содержать за свой счет одну (или, может быть, две- уже не помню) койки в больнице.

…У Егора Карловича и Софии Густавовны была огромная семья - 19 детей! Поженились они, как мы знаем, в 1845 году, а дети рождались и в 60-е и в 70-е годы. Сын Владимир - 1875 года рождения! Когда я пытался составить родословную, мама смогла назвать только 12 своих теток и дядей (я застал троих, и для меня они тоже тети и дядя). Но и обо всех двенадцати рассказать невозможно, хотя многие из членов этой огромной семьи и их потомки оставили заметный след в русской науке и культуре, особенно нашего города…

…Тетя Женя вышла замуж очень рано, 16 лет. Мужем ее стал известный врач Роберт Робертович Вреден.

В письме от 7 октября 1877 года, адресованном графу Адлербергу 2-му, Роберт Робертович просит государя быть крестным отцом его сына.

Канцелярия пишет сопроводительную справку: "... Доктор Медицины Вреден состоит в звании почетного Лейб-Отиатра с 8 Апреля 1873 года, содержания по Министерству Императорского Двора не получает по военному же ведомству имеет всего 1264 р. 70 коп. в год".

Месяц спустя, 10 ноября 1877 года счастливый отец получает бумагу: "Генерал-адъютант Граф Баранов 2-ой имеет честь уведомить Почетного Лейб-Отиатра Статского Советника Вредена, что Государь Император Всемилостивейше соизволил на восприятие от Св. Купели Именем его, Высочайше повелел выдать матери новорожденного крестинный подарок из Кабинета Его Величества, коему сия Высочайшая воля вместе с сим предложена к исполнению.."

…Не станем говорить о семье Анжелики Георгиевны, вышедшей замуж за биржевого деятеля Владимира Карловича Лауница. Скажем только, что у них было четверо детей. Их сын Владимир окончил Петербургскую консерваторию по дирижерскому факультету, впоследствии был дирижером в Сиднее (Австралия). Дочери Дагмара и Анжелика вышли замуж за родных братьев, кажется, англичан, и уехали в Англию.

Алексей Егорович Эренберг (1860-1938) окончил Академию Художеств (в 1886 г. в звании "класснаго художника 2-ой степени" за "Проэкт Думы для города Петербурга") и стал архитектором. В справочнике "Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX - начала XX века" названы здания, построенные им в Петербурге: Словолитня О.И.Лемана (Звенигородская, 20) и дом по Социалистической ул., 15. Но гораздо больший вклад внес Алексей Егорович в развитие русской провинции. На протяжении десяти лет (1888-1898) год он был епархиальным архитектором в Пензенской губернии, а затем почти полвека проработал в Новгородской губернии, потом области - губернским архитектором (1900-1918), губернским инспектором, просто архитектором.

В конце прошлого века Алексей Егорович создал нечто вроде типового проекта двухклассной церковно-приходской школы. Проект был утвержден Св. Синодом, и по нему было построено много сельских школ. Он дослужился до чина статского советника, был награжден несколькими орденами.Теперь обратимся к самому младшему в семье Егора Карловича - к Владимиру Георгиевичу Эренбергу (1875-1923), присяжному поверенному, не снискавшему лавров на этом поприще, однако попавшему не только в энциклопедию Брокгауза и Эфрона и множество других русских энциклопедий и словарей, но даже и во "Всемирный биографический словарь" - как композитор и режиссер, как автор знаменитой "Вампуки".

О театре "Кривое зеркало" (основан в 1908 году) и о "Вампуке" (1909) - замечательной пародии на заштампованную оперную "итальянщину" - существует огромная литература, и мемуарная, и научная. Старые русские интеллигенты, которых я застал, переговаривались цитатами из "Вампуки", как впоследствии их дети и внуки афоризмами героев Ильфа и Петрова.

Статья "Острый талант" (московская "Театральная газета", 1915, № 11) посвящена Владимиру Георгиевичу. "В каждой новой программе петроградского "Кривого Зеркала, -сказано там, - неизменно встречается имя В.Г.Эренберга. Талантливый композитор сразу завоевал общие симпатии музыкой к "Вампуке, с такой чуткостью, юмором и остротой, подчеркнувшей все положения шаржа. С тех пор талант композитора продолжает развиваться...".

Не станем приводить все комплименты. Но где-то необходимо сказать о фамильной черте всего клана Эренбергов - жизнерадостности, неистощимом юморе. Владимир Георгиевич создал в "Кривом Зеркале" немало произведений самого разного жанра ("Гастроли Рычалова", "Сын двух матерей", "Восторги любви", "Колбаса из бабочек"). Ему принадлежат также романсы на слова Фета, Апухтина, Надсона, А Толстого, Блока, известная в свое время песня "Русский солдат" и т.д. Нельзя не выделить его оригинальные, стоящие особняком песни-пародии на слова Козьмы Пруткова. Так, знаменитый афоризм "Вы любите ли сыр" он превратил в квартет -для тенора, двух баритонов и баса. Представляете, как это уморительно смешно звучит? Написал он и комическую оперу в одном действии по Чехову - "Свадьба".

К несчастью, Владимир Георгиевич ушел из жизни, не успев осуществить всех своих замыслов. Скончался он в 1923 году, как и моя бабушка, от брюшного тифа - во время гастролей театра в Харькове.

...Однажды "Вампуку" показывали в Царском Селе. Николаю II и его семье опера очень понравилась. Он подарил композитору золотые часы с музыкой. Когда дядя Володя, хотел узнать время, рассказывала моя мама, он, глядя на царский подарок, вставал по стойке смирно и торжественно отдавал ему честь.

Владимир Георгиевич первым браком был женат на Елене Германовне, урожденной фон Шефлер (её брат, Герман Германович фон Шефлер, мой прадед - прим. Сэр Вант), тоже творчески одаренном человеке - она была и художником, и пианисткой - в последнем качестве участвовала в спектаклях "Кривого Зеркала". Их сын Владимир (1906-1996) стал известным артистом, а затем и режиссером, отдавшим более полувека своей жизни Александрийскому театру, где он сыграл множество ролей и поставил немало спектаклей. Снимался и в кино. Вряд ли кто, повидав фильмы, забудет совершенно различные, но одинаково выразительные образы - Горацио в "Гамлете" Г.Козинцева, Хасса и "Мертвом сезоне". Когда его возраст подходил к девятому десятку, телевидение создало замечательный четырехсерийный фильм "Рассказы старого петербуржца".

Hosted by uCoz